Каменная Чаша


Каменная Чаша — округлое, чашевидной формы расширение Ширяевского оврага в месте впадения в него Каменного оврага и других более мелких отвершков (боковых овражков, впадающих в главный ). Расширение это окружено со всех сторон высокими гребнями и шишками гор и представляет собой как бы гигантский котел или чашу с каменными боками. Это горное образование, окаймленное пятью склонами гор и пятью оврагами: с северо-запада — овраг Колоды (Ключи), с севера — овраги Соляный и Каменный, с юго-востока — Ширяевский, с юго-запада — Безымянный.

dsc_0329

Окружающие Каменную чашу вершины имеют высоты 301, 306, 304, 297 и 249 метров, образуя по форме некое подобие котла. Чаша лежит восточнее Главного Жигулевского хребта и южнее Солнечной Поляны. Место высоко ценится туристами из-за красоты природы и относительной уединенности.

1hr0lz

В Каменную Чашу ведут два пути. Длинный путь занимает около 4 часов пешего хода и пролегает от Ширяева и далее на запад по извилистому Ширяевскому оврагу. Второй проведет вас от верховьев Солнечной Поляны по узкой тропинке, окруженной густым лесом и холмами гор. Трудная часть этой дороги проходит по пути в гору, где придется преодолевать участки с большой крутизной. По достижении хребта горы вас ждет приятный спуск такой же длительности.

Каменная-Чаша

Примерно в третьей части этого спуска расположен Никольский родник с холодной и очень вкусной водой, пройдя мимо которого вы окажетесь непосредственно на месте. Если вы в хорошей физической форме, этот путь займет у вас около часа.

CHasha

«Чем дальше, тем глуше делается лесная чаша, тем выше и пышнее окружающие травы, а среди них — цветы. Вот огромная розовая мальва, рядом целые заросли фиолетовой душицы, корзинки крупных желтых цветов скерды, языки красно-фиолетового, бледно-розового и почти белого кипрея (иван-чая), а там — высокие кисти голубых колокольчиков, сгибающихся под тяжестью своих цветов. Особенно прекрасны редкие здесь колокольчики — персиколистные, с большими белыми нежными цветами. Так и кажется, что раздастся, как в сказке, их мелодичный «хрустальный» перезвон.

china_vesennyaya

А когда входишь в беседку из нависших плетей хмеля, когда пробираешься сквозь чащу трав, заросли огромных белых с сиреневым оттенком зонтиков ангелики, желто-зеленых великанов володушек и аконитов с огромными резными листьями и бледно-фиолетовыми цветами, гигантских стеблей высоких медвежьих дудок, которыми любят лакомиться медведи, то так и чудится: вот-вот из густого кустарника выйдет и сам хозяин глухих лесов Топтыгин…

17_bol_bahilova_utro (15)

…На склоне горы, среди зелени деревьев — обнаженные скалы, очень сходные со скалами пещер в Холодном овраге. Серый каменный гребень, под ним узкая щель. Из нее вытекает струйка воды, падает на каменную плиту. По белоснежному, размытому водой желобку попадает она в небольшое, круглое углубление. Образуется миниатюрный водоем, озерко менее полуметра в диаметре. Оно переполняется, вода переливается в деревянный желоб, стекает вниз. Если не поставить желоб, то через 30-40 метров от ручейка ничего не останется: вода впитается в землю.»

С.Д. Лялицкая

Никольский родник в Каменной Чаше

Никольский родник проистекает из западного склона Каменного оврага. Вода поступает из плиоценовых отложений кайнозойской эры ( эпоха неогенового периода, начавшаяся 5,332 миллиона лет назад) . Скорость поступления воды составляет примерно 4,5 литра в минуту, а ее температура +5 градусов. Вода по всем показателям соответствует ГОСТу, присутствие повышенного количества аммиака указывает на близкое расположение нефтеносных районов.

dsc_0336

В начале XX века в Каменной Чаше активно использовались сразу три родника, текущих из разных предгорий. Вода по желобам поступала в стоящие внизу колоды, где жители Ширяева поили домашний скот. Поэтому место в начале называлось «Колоды» или «кордон Колоды».

В настоящее время используется только один родник — Никольский. Он проистекает в нижней части Каменного оврага, выходящего в Каменную Чашу, и относится к святым местам Самарской области. В 1998 году здесь была построена деревянная часовня. Активное участие в строительстве принимал известковый завод (Порохняк В.П.). В Каменную Чашу приходили добровольцы, чтобы помочь. Люди на плечах и носилках на расстояние до полукилометра поднимали на отметку +175 метров строительные материалы. Активное участие принимали: В.Г. Губская, Л.В. Самойлова, Т.И. Гога, Д.К. Чешуин, А.Н. Арефьева и другие, помогли отдел по делам молодежи Куйбышевского района Самары, клуб «Авторская песня» (О.Князева). С момента начала строительства и до его окончания, звучали церковные песнопения, читалась неумолкаемая молитва. Через две недели часовня была готова. Люди разных возрастов и профессий работали с раннего утра и до позднего вечера. Среди них была Т.М. Дудакова (72 года).

dsc_0339

13 сентября 1998 года огромное число паломников отправилось крестным ходом во главе с отцом Дмитрием для освящения часовни. Часовню освятили. Как говорят очевидцы, в это время произошло чудо. Мальчик Валера, страдавший тяжелым заболеванием сердца, по молитве святому Николаю Чудотворцу исцелился и, в день освящения часовни, смог пешком преодолеть путь в 16 километров без усилий, хотя до этого передвигался с трудом, на малое расстояние — при помощи родственников.

В 2000 году чья-то варварская рука посмела подняться на народную святыню. Часовня сгорела. И снова в 2002 году часовня в Каменной Чаше поднялась «белой свечой», только из кирпича и камня. Отец Олег Ярцев проводил здесь и зимой и летом молебны.

dsc_0341

В 1913 году геолог М.Э. Ноинский писал: «Каменная Чаша» в двух рядом лежащих и почти сливающихся при устье оврагах, имеется по одному небольшому источнику «овраг с чашей», еще его называют овраг с колодами, т. к. здесь вода отведена в целый ряд деревянных желобов для водопоя скоту, в 70 саженях ниже в центре Каменной Чаши находился удельный кордон».

Существуют легенды об этой местности. По преданию, которое бытовало в селе Моркваши: «Окружили враги атамана. Влез Шелудяк на скалу. Солдаты за ним. Бросился Шелудяк вниз. Камни раздвинулись, попал атаман к Хозяйке гор. Долго жил в подземелье. Не радовала его каменная неволя. Погиб Шелудяк в тоске. С тех пор Хозяйка гор плачет. Ее слезу текут в Каменную Чашу».

.jpg

Видно, очень тоскует об атамане Хозяйка гор: сильный студеный ключ бьет в урочище не один десяток лет. Живительной, чудотворной влаги хватает на всех. Старожилы села Ширяево рассказали мне, что «когда ломали в селе церковь, одна из прихожанок взяла из нее золотую чашу, чтобы сохранить и спрятала в лесу, через некоторое время стала искать ее, но не нашла. Долго искала и было ей явление иконы, а на месте, где была зарыта чаша, стал бежать ручей».

Еще в 30-х годах XX века источник был хорошо известен и занесен во все туристические справочники как одна из главных достопримечательностей Жигулевского заповедника. Название его тесно связано с именем Николая Чудотворца, самого почитаемого на Руси святого. Почему? О том есть легенда.

dsc_0286

Много-много лет тому назад напали на жительницу села Ширяев Буерак разбойники. Испугалась она, обратилась за помощью к святому. Появился тут старец и спас женщину. С тех пор ширяевские женщины особо почитают спасителя, а местные верующие бабушки посвящают ему тайные обряды. По местным верованиям святой Николай появляется в этих местах то в образе невысокого седого старичка в вышитой рубашке и лаптях, то в церковном облачении, как на иконе. Помогает заблудшим, попавшим в трудную ситуацию.

Чистова Елена Владимировна. «Земное и небесное». Краеведческий очерк. Под ред. д.б.н. Саксонова С.В.

Первый Грушинский фестиваль в Каменной Чаше

Мало кто знает, что первый фестиваль бардовской песни имени Валерия Грушина состоялся вовсе не на широко известных сейчас Мастрюковских озерах, а в районе Каменной Чаши. Первый Грушинский проходил с 28 по 29 сентября 1968 года в районе кордона «Колоды» и собрал около 600 участников. Это событие произошло уже через год после трагической гибели студента КуАИ Валерия при спасении утопающих на реке Уде в 1967 году.

dsc_0305

Фестиваль проводился с целью пропаганды лучших туристских песен, выявления лучших исполнителей, создания новых туристских песен, в которых раскрываются черты подлинного советского характера. Для участия в фестивале приглашались все туристские коллективы области и отдельные исполнители. Все участники фестиваля по прибытию должны были представить программу в жюри.

dsc_0320

Местом для сцены был выбран Медвежий грот, а зрители сидели у подножия горы: «Флаг открытия фестиваля — флаг, который не раз развевался над палаткой Валерия Грушина, — подняли днем, 28 сентября над Каменной Чашей друзья Валерия – Анатолий Головин и Вячеслав Лунев. А сам концерт начался вечером. Первой под аккомпанемент гитар и ветра прозвучала светловская «Гренада». Затем притихшие зрители услышали магнитофонную запись песни «На плато Расвумчорр». Пел Валерий.

Вряд ли кто-нибудь из собравшихся в этом зрительном зале видел раньше что-нибудь подобное. Сцену заменил высокий крутой склон, по которому в неуловимой, но очень впечатляющей последовательности были разбросаны горящие факелы и костры. Высоко наверху, как пасть огромного волшебного зверя, переливался в окаймлении густых теней и сполохов огня грот; костер, в нем горевший, еще больше подчеркивал его каменную красоту и дикость. Сама сцена — небольшой пятачок на склоне, окруженный плотной подковой из людей, штормовок, одеял, спальных мешков и телогреек,— тоже освещалась кострами.

Где-то в этой подкове, не занимая особого места, затерялось строгое жюри фестиваля, которое на следующее утро должно было назвать победителей. Дождь не прекращался до полудня, и Борису Кейльману, из которого, как шутили на слете, состоит весь Куйбышевский совет по туризму, пришлось называть лауреатов фестиваля под свист ветра, дробь дождя и звуки песни-гимна туристов «Глобус».

Вне всякой конкуренции оказалось трио «Бобров» (Анатолий Головин, Вячеслав Лунев, Владимир Кривцанов). Они получили первый приз, а в личном зачете победителем стал автор и исполнитель своих песен Слава Маркевич. Вторым был политехник Саша Баркарь. а третье место досталось студенту КуАИ Володе Юхневичу за песню «Волга», написанную его друзьями в одном из походов».

Из заметки В. Шабанова «Имени Валерия Грушина» («Полет», газета Куйбышевского авиационного института, 1968, 7 октября)

Медвежий грот

В южной части урочища расположены гроты, находящиеся под самой кромкой горы. Их высота над дном оврага составляет около 35 метров. Внутри гротов находятся выступы доломитовых известняков. Такие природные образования характерны для Самарской Луки, где сильно развит карст. Рядом с Медвежьим гротом расположены несколько гротов поменьше, их иногда называют Лисьими гротами.

dsc_0319

Благоприятность для пешего, конного и велотуризма

Месторасположение Каменной Чаши очень удобно с точки зрения доступности как для пеших, так и для конных и велопоходов. В начале мая дороги уже подсыхают настолько, что по ним без труда можно проехать на обычном велосипеде. Наличие поблизости источника воды сильно облегчает логистику при организации похода, потому что воду можно набирать уже на месте. К сожалению, этого нельзя сказать о дровах. В Каменной Чаше разрешается использовать для костров только сухие упавшие деревья и только в специально отведенных для этого местах. Билеты на посещение приобретаются заранее в кассе национального парка в селе Ширяево.

dsc_0299

В Каменной Чаше в низинах совсем не ловит сотовая связь, поэтому в экстренной ситуации нужно срочно подниматься на гору, чтобы поймать сигнал. В летнее время здесь достаточно проходное место — сюда приезжают как местные, так и гости из других городов. Зимой количество туристов ограничивается проходимостью дорог и тропинок. В Каменной Чаше есть оборудованный туалет.

Аномальные явления в Каменной Чаше

По наблюдениям уфологов Тольятти и Самары, Каменная Чаша отмечается как объект с высокой вероятностью появления аномальных явлений. Помимо неопознанных летающих объектов, исследователи рассказывают о необычных туманах. По их словам, часто в предгорьях и низинах можно встретить сгустки облачности, движущиеся вопреки ветру и дождю, то есть в наветренную сторону.

20

Помимо этого, у людей, находящихся в Каменной Чаше, отмечается субъективные нарушения восприятия, которые проявляются как неожиданные приступы паники или агрессии. Такое поведение может объясняться по-разному, например как неподготовленность городского жителя к тишине природы и свежему воздуху. По понятным причинам такие изменения в поведении нельзя зафиксировать документально, поэтому они относятся к побочным эффектам прибывания на природе. К необычным явлениям можно также отнести так называемые столбы света, проявляющиеся в тех или иных участках леса и выглядящих как плотные столбы вертикального направления, пробивающиеся из зарослей или видные вдалеке. Последнее явление отмечается и в местном фольклоре — быличках, где рассказчик описывает такие явления во время сбора дров или грибов неподалеку от Каменной Чаши. Отдельно отмечается, что эти столбы очевидцы наблюдают в летнюю пору, когда атмосферные явления исключены.

8

Наиболее интересными представляются миражи или фата-моргана, которые можно увидеть в районе Каменной Чаши или кордона Чарокайки. Представляющие из себя трехмерные видения, с которыми очевидец может взаимодействовать. Некоторые исследователи дают свое определение этому явлению — хрономиражи, то есть миражи, связывающие настоящее с прошлым. Наиболее часто участники событий описывают прекрасные храмы или целые города с утонченной архитектурой, к которым можно подойти и даже потрогать. Фата-моргана обычно появляются в утренней дымке, а затем медленно тают в окружающем воздухе. Очевидцы предупреждают, что если по неосторожности войти в такой трехмерный мираж, можно остаться на той стороне.

склон2


Каменная Чаша на спутниковой карте

Powered by moviekillers.com