Основные принципы русского стиля
Алексанр Ретюнских в своем пособии по русскому стилю (*1) указывает следующие принципы работы:
Это первая часть подборки принципов работы, на которых строят работу все последователи Кадочникова — ШКВАЛ, Белорусская школа, Сибирский вьюн.
- Непрерывность
- От опоры
- Пара сил
- Круги и спирали (ср. с эвольвентой – прим. автора)
- Работа от ситуации
- Любой частью тела – удар
- Приемов нет
- Непротивление
- Незаконченность движений
- Дыхание
- Перемещение
- Работа сильным на слабое
- Волна
- Импульсивность
- Держать дистанцию
- Все с энергии
- Обходить силу (ср. разложение сил по трем плоскостям)
- По точкам
- Из любого положения – любой удар
- Копирование
- Экономность движений
- Маятник
- Левым за левое, правым за правое
- Независимость движений
- Руки и ноги не скрещивать
- Складывание движений
От себя добавим еще четыре:
- Три шага
- Работа по векторам
- Работа с общим центром масс
- Использование силы противника против него самого
Таким образом, становится понятно, что постановка движений и работа с противником в русском стиле ведется на основе математически обоснованной физической модели, взаимное расположение звеньев которой можно просчитать. Более подробно о физической и математической составляющей вы можете прочитать в книге А.А. Кадочникова «Один на один с врагом: русская школа рукопашного боя», которая в настоящее время доступна онлайн сразу на нескольких ресурсах.
Что касается принципов работы в русском рукопашном бою, то их общее перечисление может занять достаточно много времени. Выделим главные характеристики движений: «при ходьбе или беге главный принцип это естественность и расслабленность движений. Движение идет от таза, ноги скользят над землей и чуть согнуты в коленях» (*1). То же касается и работы с оппонентом – все движения запускаются от таза, верхний плечевой пояс чуть запаздывает, при этом создается эффект волны.
Три шага
Один из основных принципов «Три шага» заключается в расслабленном движении по траектории треугольника (назад-вправо правой ногой, влево левой ногой, вперед правой ногой с подшагом левой). Движение выполняется в технике «пьяного мастера» — то есть нехотя, в раскачку, подставляя ноги под смещенный корпус во избежание падения. Практический смысл трех шагов – в уходе с линии атаки противника и заходе во фланг. Естественно, это лишь базовое движение, но оно служит правильному освоению рукопашного боя, в котором многое зависит от умения держать и сокращать дистанцию.
Маятник
Работа в маятнике осуществляется двумя основными способами: один маятник выполняется стоя с ногами поставленными вместе, при этом идет упругая раскачка всего тела из стороны в сторону вокруг вертикальной оси из стороны в сторону подобно маятнику, при этом все тело и голова представляют собой единую плоскость, а кручение происходит только в голеностопе.
Второй маятник выполняется с чуть согнутыми коленями ноги на ширине плеч, руки свободно опущены вдоль тела. Затем происходит шаг-подшаг в левую либо правую сторону. Например, влево: скользящий шаг вбок левой ногой, затем такой же подшаг правой, при этом правая нога встает на то место, где изначально стояла левая, то есть на расстояние, равное ширине плеч или чуть больше. Маятники могут совмещаться.
Боевой маятник – не изобретение А.А. Кадочникова. Он был известен задолго до этого. В книге Владимира Богомолова «Момент истины» можно прочитать о маятнике и его применении: «Чтобы затруднить ему прицеливание, я непрерывно «качал маятник»: пританцовывал левым плечом вперед, рывками перемещая корпус из стороны в сторону и все время передвигаясь и сам, — нечто похожее, только попроще, проделывает боксер на ринге. Для дальнейшего психологического воздействия я держал его на мушке и фиксировал взглядом, всем своим видом показывая, что вот-вот выстрелю.»(*7)
Работа по векторам
Работа по векторам заключается в управлении центром масс организма противника с помощью парных векторов – например, воздействием на парные вектора 1 и 2 в противоположных направлениях, но в одной плоскости, либо на вектора 1 и 3 также в одной плоскости и в одном направлении, либо диагональными векторами – 1 и 4. Вариантов может быть масса, при этом направление воздействия и плоскости воздействия могут совмещаться по-разному, в зависимости от поставленной задачи.
Работа осуществляется вдоль линии вектора. Работа может вестись непосредственно на звено, через которое проходит вектор или опосредованно – через лучезапястный или голеностопный суставы.
*Ретюнских А.И. Русский стиль рукопашного боя. Методическое пособие для занимающегося русским стилем рукопашного боя – Киев: Изд-во «ПИР». – 1992.