Самоцветное слово


Жигули издавна называли гнездом свободы, краем легенд. Со всей России сюда, как родники в Волгу, стекались люди непокорные, отчаянно смелые. Седые Жигули были колыбелью волнующих и грозных событий. Здесь, в горном гнездовье русской вольницы, вызревали гроздья народного гнева, рождались замыслы, потрясавшие бояр и царей.

Обо всем этом повествуют не только летописи и труды историков, но и легенды, сказы, предания, песни, сложенные гениальным словотворцем — народом. Не случайно песни и легенды, рожденные на Волге, думой своей глубокой, теплотой сердечной, всем своим поэтическим содержанием обнимают всю Россию с ее муками и скорбями, с ее чаяниями и надеждами.

В устном народном творчестве глубина чувства и свежесть мысли слиты воедино с покоряющей красотой самоцветного слова. Вчитайтесь в творения народной поэзии — «они раздольны и широки, как сама Волга, богаты и величавы, как русская душа. С какою силой; с каким душевным проникновением воспел народ своих героев — и сказочных, и реально существовавших! Потому что в них воплощены лучшие черты русского характера, потому что с их именами и подвигами подневольные связывали не только свои сокровенные надежды, но и будущее родной страны.

Создания народной поэзии — наши национальные сокровища. Сложенные в давние века, они обладают поразительной, поистине волшебной силой воздействия на умы и сердца. Они и сегодня способны не только обогащать наши представления об истории народа, но и радовать, и волновать, и воспитывать. Это неиссякаемые родники художественного слова, это корни нашей культуры.

Жемчуга достают со дна моря, самобытное слово из глубин народной жизни. Среди собирателей жигулевских легенд, сказов, преданий и песен известны имена многих писателей и ученых. С усердием, достойным самых высоких похвал, потрудились на этой ниве Д. Н. Садовников, заслуженно названный певцом Волги, А. А. Коринфский, создавший книгу «Картины Поволжья», Н. А. Степной, автор «Сказок Волги», В. Г. Варенцов, собравший песни Самарского края…

По-разному подходили к делу искатели самоцветного слова. Одни ограничивались тем, что записывали рассказы безвестных сказителей, этих ведунов народной жизни. Другие по мотивам фольклора создавали песни и поэмы. Сочетание устного народного творчества с профессиональным мастерством нередко рождало настоящие литературные шедевры, Всем известны песни «Утес Стеньки Разина» и «Свадьба» («Из-за острова на стрежень»). О них говорят не иначе как о народных. И это лучшая из похвал поэтам А. Навроцкому и Д. Садовникову, которые написали песни.

С грустью и сожалением приходится сказать, что легенды и предания, в которых воспеты Жигули, неповторимая красота их природы, богатая событиями
история, мало, до обидного мало известны современному читателю. Матери не рассказывают их детям, как обычно рассказывают народные сказки. Не услышишь их в школе, на уроке литературы. Нет их в сборниках для чтения. Лишь несколько легенд, переплавленных в песни, широко известны и часто исполняются в народе. Остальные же покрылись или покрываются пылью забвения. Сколько удивительно ярких легенд и преданий превратились в достояние архивов и музеев…

Настоящим изданием предпринята попытка собрать в одну книгу хоть малую часть легенд, сказов и преданий о Жигулях. Рядом с устными народными творениями, с поэмами и сказами старых мастеров, писавших по мотивам фольклора, в сборнике «Жемчужины Житулей» представлены и произведения современных писателей. Их привлекли темы далекой и близкой нашему сердцу истории родного края. Что
же касается сюжетов, то они почерпнуты из того же источника — из устного творчества народа.

Большинство легенд, сказов, преданий, песен, напечатанных в книге, относятся непосредственно к Жигулям. Здесь они родились, в них воспеты события, связанные с этими легендарными местами. Исключение составляют лишь немногие произведения. Упомянутая выше песня А. Навроцкого повествует об утесе Стеньки Разина, который расположен южнее Жигулевских гор. Но вот что при этом удивительно: народная молва гласит, что и утес Стеньки Разина находится здесь, в Жигулях.

Недаром же некоторые авторы Молодецкий курган — одну из наиболее высоких вершин Жигулевской гряды — именуют утесом Стеньки Разина. Не годы, а века прошли с тех пор, как слагались многие из легенд и преданий. Наш просвещенный читатель сам поймет и объяснит происхождение таких мотивов, которые сегодня, как говорят, режут ухо.

Речь идет о религиозных, мистических веяниях, проникших в некоторые предания и сказы. Кое-где дают себя знать давно и с полным основанием отвергнутые попытки представить волжскую вольницу как проявление «разбойного разгула». Теперь нет надобности опровергать подобного рода измышления. У волжской вольницы, слившейся в единый поток со знаменитыми в русской истории крестьянскими войнами, глубокие социальные корни. Само по себе это движение народных масс явилось активным революционным протестом угнетенных против угнетателей.

Наш великий поэт A. С. Пушкин, проявлявший огромный интерес к народным восстаниям и к народному творчеству, назвал Степана Разина «поэтическим лицом русской истории».

В книгу «Жемчужины Жигулей» вошли произведения о давних, дореволюционных временах. В народе сложено немало песен, легенд и преданий о грозных и лучезарных днях революции, о великих свершениях на Волге в наше, советское время. И эти жемчужины народного творчества ждут любовного изучения, собирания и публикации…

Люди умирают, а песни, сложенные ими, живут в веках. Предания и легенды, созданные народом, бессмертны, как сам Народ. В них — память сердца, в них — завет грядущим поколениям.

Степан Кузменко


Powered by moviekillers.com