Красноглинский холодильник. Дикая часть


На днях мне удалось побывать на Красной Глинке у моих друзей Петра Якубсона и Вероники Пановой, где помимо обширной культурной программы нам устроили VIP-тур по самым дальним уголкам Красноглинского холодильника.

 VIP-тур по самым дальним уголкам Красноглинского холодильника

Ночь. КПП. Фонарь.

Ожидая наших друзей, спускающихся с горы Тип-Тяв, болтаем с охранником на КПП «Горного холода». Поначалу ему не по нраву ночные полуночники, трущиеся у объекта, но когда он узнает, что мы общаемся с ребятами из «Старой Жилы», то понемногу тает и даже делится информацией.

— А что, здесь ведь не везде туристов водят, правда?
— Да, то что вы видите — небольшая часть. Тут есть кое-что под водой и на том берегу (показывает в направлении Гавриловой поляны).
— Но наверно то «другое» охраняют люди посерьезнее, правда?
— Это верно (смеется).

Побродив по уже известным штольням и штрекам, мы сделали несколько фотографий. Под землей требуется особая техника съемки, здесь встроенная вспышка не поможет, даже если у вас дорогая зеркалка. Пётр обеспечивает контровое освещение, Игорь снимает, я позирую.

Своды Красноглинского холодильника

После нескольких поворотов входим в обширное помещение, одну из наиболее просторных камер. Прошу сфотографировать, пытаемся передать объем. То, что торчит из потолка — анкеры, удерживающие свод от обрушения.
Красноглинский холодильник. Сюда и Камаз влезет

Наша группа. Снимает Игорь. Мы находимся в наиболее удаленной от входа части. Что-то около 350 метров, или три футбольных поля.

Слева направо: Пётр Якубсон, Пётр Маркеев, Виталий Величко. Снимает Игорь

Напротив нас, пожалуй, самый красивый портал из тех, что можно встретить в Красноглинском холодильнике. Он внушает… надежность, что ли. При этом потолок нисколько не давит.
Портал Красноглинский холодильник

По пути в дикую часть прошу отвести в зал, покрытый инеем. Здесь чувствуешь себя так, как будто уменьшился в сто раз и забрался в морозилку. Здесь каждые несколько часов образуются свежие монокристаллы льда, иначе — гигантские снежинки, стремящиеся к шестигранной форме.

Внутри гигантской морозилки

Они образуются на чем угодно — даже на электропроводке.
Неведомое существо

Пока блуждаешь по огромной территории подземного комплекса, рассматривая местные красоты, можешь легко забыть, с какой стороны пришел. Здесь на помощь приходят таблички.
Выход там

После основной экскурсии заходим в «дикую часть», куда экскурсии не водят — слишком опасно.

Здесь всё по-другому. Как будто из катакомб Древнего Рима попал обратно к пещерным людям. Вот где начинается настоящий хардкор!

Постояв около входа, мы нашли несколько полезных для экскурсовода вещей, после чего кто-то обратил внимание на проход в боковой стене.

«Хмм, а здесь я еще не был» — задумчиво проговорил Пётр, после чего экскурсию решено было немного продлить.

18360-doge-doge-simple
Для справки: территория Красноглинского холодильника равна площади Куйбышева со всеми скверами, а длина ходов лишь немногим уступает общей длине веток метро Самары. Оцените, сколько спелестолог (спец по искусственным пещерам) должен держать в уме.

 

Вскарабкавшись в проход, мы двинулись навстречу тьме. Над головами нависал иссеченный трещинами свод штольни.

Пока мы с Виталием озирались, силясь понять свое местоположение, Игорь с Петром уже вовсю обсуждали особенности линзирования в монолите известняка. Время от времени звучали шуточки про N плюс первый этаж и подземный туннель, ведущий в Белую Цитадель.

Эта часть выработок, пояснили нам, в последний раз посещалась только в 80-е годы, когда для персонала Холодильника намеревались сделать убежище. С тех пор никто и ничто не заходило сюда, кроме…

Крепи — деревянная обмостка штолен — обвалились и поросли белой плесенью — мукором. На самом деле, разновидностей около 250, но эта особенная.

Мукор

Наши проводники рекомендуют не дышать рядом с плесенью, иначе споры могут попасть внутрь и начать прорастать прямо в легких. Как тут не вспомнить «Одни из нас».

the-last-of-us

Игра The Last of Us (в русском переводе «Одни из нас») проводит главного героя сквозь разрушенный, умирающий мир, переживший зомби-апокалипсис. Виной всему оказался грибок Кордицепс, который ученые будущего попытались использовать в медицинских целях. Результат — пораженные люди превращались в зомби, заражая всех вокруг, а умирая, они становились удобрением для все того же грибка.

Зомби

Грибок кордицепс — не плод воображения создателей игры. Он реально существует, но поражает лишь насекомых — муравьев и тарантулов, подчиняя их своей воле.

Рассказываю сюжет Петру и Игорю, они смеются: можно водить сюда VIP-экскурсии для любителей экстрима, в противогазах. Чем не сталкинг?

Примечание: в дикую часть экскурсии не водят, поскольку необходимо проделать дополнительные работы по укреплению сводов. Нам сделали исключение, так как  мы прошли особый инструктаж по технике безопасности и неоднократно посещали подобные выработки и знаем, как нужно действовать при нештатных ситуациях.

В боковой штольне находим еще одну часть выработки. Здесь карстовые процессы налицо — кое-где идти просто самоубийственно. В тёмных залах не слышно ни звука, лишь в центре одной из штолен произошел мощный обвал — не одна тысяча тонн породы упала здесь, загораживая проходы.

Помимо нескольких шпуробуров, находим переломившуюся кувалду — ее здесь оставили рабочие, уходя из забоя. Прекрасно сохранились рельсовые пути и одна из вагонеток. Интересно, как их используют для основных экскурсий?

model_1

Смотрим на время — пора ехать домой, стрелки на часах уже перевалили за 3 часа утра. Собираемся у входа и последний раз бросаем взгляд на чёрные провалы в глубине.

Пора домой — отмечать.

Красная дверь

Единственное на данный момент место в Красноглинском Холодильнике, куда Пётр еще не наведывался.

Красная дверь

Дверь, заросшая инеем за последние 20-30 лет, ни разу с тех пор не открывалась. Что там? Продукты глубокой заморозки или N плюс первый уровень?

Фото в разрешении 1920×1080:

Фото 1 Фото2 Фото 3 Фото 4
Фото 5 Фото 6 Фото 7 Фото 8

Новые фото в высоком разрешении:
Фото 9 Фото 10 Фото 11 Фото 12 Фото 13

Автор: Петр Маркеев
Фото: Игорь Хлебалин
Гид: Пётр Якубсон


SONY DSC

Powered by moviekillers.com