Боевое искусство в жизни человека
Последнее время в обществе, как в российском так и в зарубежном, часто возникают дискуссии по поводу эффективности различных школ рукопашного боя в разных ситуациях.
«…без такого беспристрастия мысли обойтись нельзя. Когда действительность начинает говорить против вас, вы должны покориться, так как обмануть себя можно и очень легко, и других, хотя бы временно, тоже, но действительность не обманешь. Вот почему в конце очень длинного жизненного пути у человека вырабатывается убеждение, что единственное достоинство твоей работы, твоей мысли состоит в том, чтобы угадать и победить действительность, каких бы это ошибок и ударов по самолюбию ни стоило. А с мнением других приходится не считаться, его надо забыть…»
И. П. Павлов, [1].
Последнее время в обществе, как в российском так и в зарубежном, часто возникают дискуссии по поводу эффективности различных школ рукопашного боя в разных ситуациях. Анализ данных дискуссий выявил ряд нюансов мышления средне статического (с условием учета индивидуальной изменчивости головного мозга) индивидуума, а также ряд проблемных вопросов, связанных с развитием рукопашного боя, методологии подготовки рукопашника, его целей, задач и проч., которые требуют дополнительного освещения.
Данная обзорная работа будет посвящена разборам вопросов места и актуальности рукопашного боя в жизни современного городского или сельского человека, не являющегося военным и не связанным напрямую с ведением военных действий. Кроме того будут показаны некоторые девиации в подходе к пониманию вопросов рукопашного боя средне статическим человеком, что будет достаточно полезно для анализа существующей действительности. Также следует указать, что автор опирается на научную методологию при исследовании всех поставленных вопросов и проблем.
Как известно из теории антропогенеза и антропологии Homo sapienssapiens(человек разумный разумный), которого мы можем наблюдать в настоящее время, прошел очень долгий путь эволюционного развития. Специалисты определяют этот путь в ок. 6 млн. лет. В ходе эволюции также происходило развитие нервной системы человека, в частности его головного мозга. Развитая нервная система позволила человеку успешно адаптироваться к быстро изменяющейся внешней агрессивной среде, что обеспечило его выживаемость и устойчивость как вида. Хотя нервная система у млекопитающих является энергетически очень дорогим органом, но ее преимущества оказались достаточно эффективными. И, чтобы иметь высокую степень выживаемости, головной мозг человека в качестве управляющего центра, вследствие острой нехватки пищи и борьбы за существование, развивался по определенному пути.
Изучение головного мозга человека большим количеством исследователей выявило ряд интересных особенностей его строения и режимов работы, в том числе в экстремально опасных ситуациях. Известно, что все решения, весь спектр ощущений и реакций человека, все его внутреннее естество есть результат его работы. Как показал в своей статье Сеченов [3] -человек материален, этот простой и гениальный вывод был доказан впоследствии большим количеством исследований. Даже такие эфемерные и интимные вещи, как чувства, мысль, вера, надежда, любовь и т. д. есть результат работы материальной субстанции, нашей нервной системы, а именно головного мозга. Опираясь на результаты работ отечественных и зарубежных специалистов по изучению нервной системы человека можно сделать вывод, что человек является биологическим механизмом, очень сложным, с высокой степенью адаптации к окружающей среде, с высокой степенью вариаций принятий решений, но все же биологическим механизмом.
Идеалистическое рассуждение о природе человека в большинстве случаев расходится с действительностью [3], поэтому необходим четкий доказуемый материалистический подход, особенно это актуально в вопросах рукопашного боя и боевых искусств.
Человек живет в окружающем его мире, с которым он так или иначе взаимодействует, потому что является его частью. Рукопашный бой есть один из видов такого взаимодействия. Этот вид взаимодействия окружающей среды и индивидуума развивается по определенным законам, которые обусловлены особенностью строения нервной системы человека, его физиологией и условиями, которые предъявляет окружающая среда.
Можно предположить, что эти законы имеют более общую природу, и это действительно так. Потому как они основаны на фундаментальных свойствах головного мозга, физиологии человека и требованиями внешней среды.
Рукопашный бой в жизни человека имеет существенное значение, хотя бы потому, что позволяет познать и выявить в общем виде законы взаимодействия, понимание и использование которых приводит к повышению выживаемости индивидуума в различных жизненных ситуациях.
Большинство специалистов по рукопашному бою классифицируют боевые искусства на три основных направления [2]:боевое; спортивное; полицейское. Задача боевой рукопашки заключается в выполнении задач с минимумом вложения сил и максимальной эффективностью, с обязательным требованием сохранения здоровья и дальнейшей боеспособности. Спортивное направление включает в себя соревновательную часть, минимум травмоопасности, из-за введённых искусственных правил взаимодействия. Полицейское направление является подсистемой боевого направления и направлено на задержание и обездвиживание человека. Каждое из направлений характерно своей методикой подготовки и направлено на решение абсолютно различных задач.
В силу некоторых причин, которые рассмотрены в работе [2], боевое направление основано на общих принципах работы головного мозга, физиологии, свойствах окружающей среды, целях и задач, которые требуется выполнить. Поэтому, можно сказать, что система рукопашного боя целостна и едина, она будет иметь единую методологию подготовки, возможно с небольшими различиями из-за разных условий жизни в каждом из конкретных случаев, и это должно обеспечить высокую степени адаптивности человека к быстро изменяющимся условиям.
Система боевого направления должна обеспечить человеку гарантию выживания, минимум затрат временных и энергетических ресурсов, сохранения здоровья при разрешении опасных ситуаций и задач различного рода.
По-другому дело обстоит с спортивным рукопашным боем. Имеется очень много направлений и стилей по причине введенных искусственных правил ведения боя. Остро встает вопрос об эффективности и гибкости применения каждого стиля к разным жизненным обстоятельствам.
Возникают ситуации, когда человек попадает в иллюзию, которая заключается в неправильной и не точной оценке предлагаемого стиля рукопашного боя, в неправильном понимании эффективности конкретного единоборства применительно к существующей действительности.
Необходимо четко видеть какие задачи решает предлагаемое единоборство и на каком уровне, с какими затратами и рисками это предлагается делать. Для выработки грамотных выводов, необходимы знания физиологии, условия работы и устройства нервной системы человека и проч.
Знание, как работает головной мозг человека, как происходит реакция на внешние раздражители и, также, физиологии, позволяет адаптироваться к внешней среде с максимальной эффективностью и минимумом затрат энергии, как физической, так и умственной.
Обобщая вышенаписанное, возможно сделать следующие выводы.
Во-первых, человек является биологическим механизмом, который принимает решения и взаимодействует с окружающей средой посредством и благодаря головного мозга.
Во-вторых. Рукопашный бой есть один из необходимых видов взаимодействия человека с внешней средой.
В-третьих. Спортивное и боевое направления рукопашного боя в корне отличаются, так же как пилотирование вертолета и сверхзвукового истребителя. Что отражается на методике подготовки и спектре решаемых задач.
В-четвертых. Грамотное и четкое понимание науки рукопашного боя требует от человека знание своей собственной природы. Современная наука четко дает ответы на большинство актуальных вопросов об естестве человека. Знание антропологии, физиологии, морфологии мозга человека и проч. ведет к глубокому и четкому пониманию места индивидуума в современном мире. В обратном случае, незнание элементарных вещей о природе человека ведет к искаженным представлениям, в частности и о рукопашном бое. Что можно наблюдать у средне статистического человека в его рассуждениях о боевых искусствах. Например, в споре, что лучше бокс или карате, без пояснений, для каких задач и целей именно.
Список литературы.
- И. П. Павлов. Об уме вообще, о русском уме в частности. – лекции. 1918 г.
- А.А. Кадочников. Русский рукопашный бой. Научные основы. — Москва. — 2003 г.
- И. М. Сеченов. Рефлексы головного мозга.- Медицинский вестник, 1863, № 47, стр. 461—484; № 48, стр. 493 — 512.
Автор:А.О. Трякин ©