Начало села Севрюкаево — предание
После болгар прислал сюда царь солдата чуваша Севрюкея. Он решил здесь поселиться. Севрюкей был силачом. Топор имел в три раза больше обычного. Когда лес рубил — было слышно за три версты. Срубил он себе избу на берегу озера. Она держалась долго. Сорок лет назад еще люди знали, где стояла его изба.
Примечание: В предании явно прослеживается богатырский мотив. Чувашскому фольклору, в целом, не свойственен героический фольклор. Тем не менее, эпические интонации на Самарской Луке постоянно проявляются у здешних чувашей. Е.А. Ягафова (1998) тоже обращает внимание на некоторую высокомерность правобережных чувашей. Она объясняет это тем, что эти места заселяли во второй половине XVII века служилые, а не ясачные чуваши, которые могли быть выходцами из феодальной верхушки. Горделивый и независимый склад души самаролукцев — это важная особенность менталитета всех местных жителей. Но этого качества их души было недостаточно для формирования героического фольклора, свойственного хорошо сложившимся, имеющим свою государственность регионам. Самаролукская героика специфична.
Паспорт произведения:
Предание бытовало в 1930-х годах в селе Севрюкаево. Сказитель неизвестен. Записал М.А. Емельянов. Впервые опубликовано, по-видимому, в книге Емельянов М.А. Жигули и «Кругосветка». Куйбышев, Куйбышевское издательство, 1937, с.104-105. // Сборник Ю.К. Рощевского. Тольятти, 2002.