Экстрим Уикенд 2009

С давних времён людьми движет стремление постигнуть неизвестное, искать что-то, не сидеть на месте. Человек не может всегда находиться на одном и том же месте. Когда-то люди путешествовали, а вернее кочевали, в поисках плодородных земель, следовали за животными, чтобы не остаться без пропитания. В последующие века, люди стали интересоваться землями, в которых можно создавать колонии. И наконец, в наше время люди интересуются загадками прошлого.

Туризм есть ни что иное, как возможность побывать в тех местах, где наши предки когда-то создавали нашу с вами цивилизацию. И было бы странно, чтобы никому не пришло в голову исследовать хотя бы тот край, область, в которой они живут.

В 2009 году мой коллега предложил пройти с походом по Самарской Луке. Маршрут был составлен за несколько месяцев до начала вылазки. Было прочитано множество литературы о походах по Луке, об аномальных явлениях, легендах и мифах, коими славятся Жигулёвские горы. Стоит отметить, что по данным учёных, именно здесь остановился один из крупнейших ледников.

Поход в Гудронный

Итак, из далёкого прошлого мы перенеслись в 2009 год. Было 17 апреля. В этот день начался сильный снегопад, который ещё в 5 часов утра наводил на мысль, что надо оставаться дома в тепле, но сбор начался, и назад пути нет. Пять человек в камуфляже собрались у «Сектора Газа» (кафе в Жигулевске возле автовокзала — Прим. ред.), где в столь ранний час нам приготовили вкусный горячий чай. Как раз было время на то, чтобы согреться и ещё раз обсудить маршрут. За точку начала была взята деревня Бахилово (не путать с Бахиловой поляной).

Прибыв в деревню, мы немного растерялись. Что, собственно, естественно для людей, оказавшихся где-то впервые. Собравшись с мыслями и набрав воды, мы определились с направлением. Направление нам подсказала линия электропередач.

rr0tZlcqTs0

Замечу, что апрель не всегда ассоциируется с капелью и пением птиц. Когда собираешься в поход, то всегда надо рассчитывать на то, что будет ни разу не легко. И это не зависит от места планируемого похода.

Кочкарка озера

Итак, на входе в заповедник нас ожидали первые сюрпризы в виде оврагов с огромными лужами из снега, грязи и льда, которые было бы резоннее назвать маленькими озерами. Несмотря на все тягости и лишения, наша группа продолжала путь. И наконец-то! Через некоторое время было решено сделать привал. Но мы уже вышли на местность, где всё ещё была зима. Вокруг снег и сырость, но…война войной, а обед по расписанию! Решение принято и вот он! Первый привал. Стоя, но с горячими кружками в руках!

Поход Самарская Лука

Несмотря на неблагоприятную погоду с утра, к обеду прояснилось. Так что было решено во что бы то ни стало добраться до района Кочкарного оврага, то есть нам предстоял неблизкий путь. На удивление, путь был лёгок и приятен, неудобства доставили только клещи, которых постоянно стряхивали с одежды на каждом привале. Наконец-то мы вышли на «прямую» дорогу, которая непосредственно вела нас к месту первой ночевки, а значит и к теплу, еде и отдыху.

Кочкарка привал

10 километров и мы уже в прекрасной берёзовой роще совсем недалеко от Кочкарного оврага и поворота на Гудронный. Кстати, недалеко – нам так казалось. Овраг был рядом, а поворот на Гудронный был в 2-х километрах от лагеря. Первая трудность возникла в тот момент, когда мы голодные и уставшие, пытались развести костёр. Нет! В дровах проблем нет. Проблемы были в том, что все они были сырыми. Спас на карагач. Именно он оставался сухим при такой погоде. Здесь стоит отметить, что в группе всегда должны быть те, кто следит за огнём ночью и охраняет лагерь. Это естественно для любого похода. Где-то надо охранять всё своё от людей, а где-то и от животных. Благо, что животные боятся огня и звуков (разговор или песни). Кстати, именно поэтому от животных защититься намного проще, так как людей это наоборот привлекает. Отмечу, в районе вышеупомянутого оврага живёт несколько семей волков и кабанов. Стоит поблагодарить огонь за то, что уберег нас. Много раз мы славили фортуну, что не отправились в наше путешествие осенью во время гона. Нас бы просто затоптали, как в известном российском фильме про охоту.

День второй. Было принято решение посетить посёлок Гудронный. Напомню, что от лагеря примерно 15 километров. Решение принято и кнопки «Отмена» нет. Те более, что посетить это место обязан каждый, кто ищет приключений!

Замерзшая вода  Дорога на Гудронный

А мы их точно искали! И нашли!

Дорога на Гудронный

Дорога сохранилась, даже была колея и небольшие противопожарные рвы. Правда, дорога с каждым десятком метров приближения к посёлку, становилась всё хуже. Но, как говорится, что мне ветер, что мне зной, когда мои друзья со мной! И наконец-то – Гудронный. Честно, никто из нас там ранее не бывал. Мы думали, что увидим полуразвалившиеся дома, что-то такое таинственное… но нет. Нас ждали только фундаменты от домов. Но самое интересное открылось за посёлком. И ни разу, даже, спустя 5 лет я и мои товарищи не пожалели, что побывали в это замечательном месте. То, что открылось нам, мы не ожидали. Мы реально оказались в прошлом. В те далёкие времена, когда в этом месте производилась добыча битумной породы. С XIX века по 1942 год XX века. А потом уже до 1977 года эти места были отданы лесопромышленникам.

Гудронный

Ходит много легенд о том, что в Гудронном повышен радиоактивный фон. Также, что он был закрыт из-за военных. Так оно или нет, останется пока что неизвестным. Но не понятно одно. Нами были найдены останки конвейерных лент, запчасти, а также огромная куча резиновых сапог с маркировкой 1972 года и старше. Причём как детских, так и взрослых размеров.

Гудронный фото

Дальше нас ожидал ещё рдин сюрприз. С собой мы взяли дозиметр, который показал нормальный уровень радиации в пределах 14 микрорентген в час, что соответствует среднему уровню по городу.

9SFQ5HsKBDM

Ну а уже самое удивительное в Гудронном было то, что нами были обнаружены дома жителей, которые селятся обычно не в таких местах (Бобровые хатки — Прим.ред.).

Бобры Самарская Лука

Дома более двух метров высотой. И на это очень интересно взглянуть. Тем более, что когда наша группа там была, то хозяева спали внутри.

Что касается жилищ людей, то они не так уцелели, в отличие от животных. Мы нашли погреба и остовы домов.

Поселок Гудронный Погреб Гудронный

А вот так выглядит посёлок с единственной сохранившейся вышки.

owNOXTAG-Zw Гудронный фото

Ну что же, мы покинули «гостеприимный» поселок и вернулись в лагерь. Дальше наш путь лежал в урочище Чарокайка. Отмечу от себя и от участников группы, нам очень повезло с погодой. Видимо, апрель взял своё и подарил нам целый день приятного похода.

Ширяевский овраг

Мы дошли до дома лесника, где собаки нас встретили приветственным лаем и хотели нас скушать. Хмм, видимо, хозяин дома приучил их к охоте, а кто может быть медленнее уставшего походника с рюкзаком за плечами ­- явно не волки и кабанчики! Шутка. Но было страшновато.

guJfzk1M8YgВ этот день мы сделали самый большой бросок. А лагерь обосновали в Ширяевском овраге недалеко от гротов, на склоне горы. Конечно, лучше всегда выбирать маршрут, который вы знаете, который проверен и в хорошую погоду. Но разве это интересно? Настоящим искателям приключений это не нужно! И погода нам в очередной раз подтвердила, что если взялся, то не ной! Пошёл дождь…

Каменная Чаша

И вот он! Третий и завершающий день! Пошёл уже не дождь, а снег с дождём, который в простонародье и в передачах прогноза погоды именуется градом.

Ширяевские гроты Кстати, как всегда, по телевизору передавали, что в эти дни будет солнечно.

Достигнув грота и пройдя ещё некоторое время, мы оказались в Каменной чаше. Что очень поразило, так это огромные кучи мусора! Люди, там даже памятка висит. Вот она кстати!

Каменная ЧашаОтступлюсь от повествования и скажу спрашивая: «На кой вы ходите сюда?! Чтобы загадить чуть ли не последнее? Молодецкого мало? Что ещё?!».

Отвечу, что весь мусор мы собирали в пакеты и выкинули потом в контейнер в черте города, где хотя бы есть надежда, что это будет вывезено.

Родник Каменная Чаша

Итак, после небольшого привала мы отправились к роднику. Видимо, по православным канонам мы очень грешили, так как погода ухудшилась и пошёл снег. Кстати, был день Пасхи, а именно 19 апреля 2009 года. Подъём был не лёгок, но мы справились, набрали воды и вздохнули с облегчением. А зря. Как говорится, думай о лучшем, рассчитывай на худшее. А худшее оказалось не совсем и таким, как его представляют.

Было весело скользить по склону горы по мокрому снегу. Ботинки с хорошей подошвой скользят отлично и заодно тормозят. А рюкзаки, конечно, изрядно исхудавшие за три дня, всё же придают ускорение. Так на весёлой ноте, с криками и смехом мы достигли Солнечной поляны, где селяне нас угостили пасхальными яйцами и куличом с молоком. Обратно мы добрались на обычном рейсовом автобусе до Жигулёвска, а оттуда уже по домам и по семьям.

Да, ребята, одно огромное предупреждение! Вернее ПЯТЬ:

1. Алкоголь брать с собой минимум, иначе будет невозможно пройти наш маршрут;
  2. Обувь одевайте уже разношенную, берегите ноги, особенно те, кто не привык много ходить, тем более, по пересечённой местности;
  3. Группа держится вместе, а именно всегда так, чтобы все друг друга видели, на открытой местности могут уйти вперёд именно для того, чтобы не задерживать продвижение. Они приготовят для отстающих всё для привала, а сами двинутся дальше, либо подождут (это самое главное в долгом передвижении войск и больших групп во времена переселений);
  4. Берегите воду и делитесь. Всё общее!
  5. Если добираетесь с конечного пункта на автобусе и ехать не менее 40 минут, то не радуйтесь цивилизации, не пейте много лимонада, пива, молока. Поверьте – никто не остановит в пути, чтобы вы смогли облегчить свой организм.

Всем удачи! Идём в походы! Предлагаем маршруты!