Принципы тонкой работы и работа «вслепую»


При тонкой работе упражнения в русском стиле усложняются. Возьмем исходное упражнение. Один из оппонентов берет нож и медленным движением устремляет его в направлении напарника. Тот ждет, пока острие не коснется кожи и делает телом движение в сторону удара, гася энергию.

Данный текст раскрывает начало обучения бесконтакту. По словам автора, именно при анализе этого материала он приблизился к пониманию сути бесконтактного боя. В тексте описаны действия оппонентов во время тренировки. Замедленных характер движения, по его словам, обусловлен, во первых, безопасностью а во-вторых — необходимостью «прописать» т.е. запомнить весь порядок действий.

То же упражнение: оппоненту, который принимает удары, завязывают глаза, скорость движения руки с ножом снижается вдвое. Теперь задача «принимающего» — прислушаться к собственному телу и, когда нож приблизится на опасное расстояние, убрать соответствующую часть тела по вектору движения. Может показаться, что этим оппонент обрекает себя на неизбежное покалывание ножом, но нет: в 7 случаях из десяти приближение ножа ощущается той точкой тела, куда метит острие. Какой бы удар не наносил оппонент – тычковый, колющий сверху вниз, направленный в живот, руку или бедро, соответствующая часть тела своевременно дает сигнал о том, что ее необходимо «спасать». При усовершенствованном варианте упражнения нож спокойно отбирается у противника, а тот оказывается на полу. Перед этим качественно новым состоянием, которое нужно уловить, дается время работать «от противного»: то есть оппонент принимает все удары атакующего на корпус, максимально расслабляясь при каждом касании ножа. Максимальная расслабленность и доверие собственному телу здесь – основные требования.

555

Попробуем объяснить происходящее так, чтобы это не противоречило науке. Любой атакующий субъект, перед тем, как сделать удар, мысленно фиксирует внимание на цели удара, «создает канал движения», по которому будет двигаться рука, а затем непосредственно переходит к действию, то есть дает руке совершить заданную программу. В повседневности при совершении различных действий: открывании дверей, взятии предметов со стола или пользовании телефоном мы не замечаем этих нюансов работы мозга. Но алгоритм, однако, работает одинаково: сначала наше сознание решает «возьму со стола ручку», затем на поиск ручки уходит часть работы нашего зрительного анализатора – мы замечаем искомый предмет периферийным зрением, при необходимости пользуемся оперативным и частично фиксируем на предмете наше внимание. Стоит отметить, что слово «частично» здесь уместно потому, что такое простое действие, не сопряженное с опасностью, не требует от нас концентрации всего внимания. После фиксации внимания наш мозг оценивает нашу текущую позу и расстояние до ручки и высчитывает, какие импульсы в мышцы надо подать для совершения действия. Это и есть «создание канала» для действия. То есть в окружающем нас пространстве с помощью нашего мозга формируется некая траектория, которую пройдет рука для того, чтобы взять предмет. Причем, если между вами и ручкой на столе стоит лампа, наш мозг автоматически задаст руке окружную, то есть криволинейную траекторию в обход препятствия. После этого запускается само движение. Сигналом обратной связи для нас в данном случае будет являться проприоцептивное ощущение промежуточного положения руки, совершающей движение. В случае, если на пути к цели появилась помеха – рука ее ощутит, и мозг задаст корректировки – например, остановить движение, ускорить, убрать препятствие с пути. Сигналом успеха проведенной операции будет считаться ощущение ручки на пальцах – ее формы, упругости, веса. Эти ощущения поступают по каналам осязания и проприоцепции. Итак, после того, как мозг получил от рук информацию о том, что ручка взята со стола (появились ощущения ее жесткости и веса, а также температуры, а глаза увидели, что ручка находится в руке), задача считается выполненной.

Сравним вышеописанное с примером из исследований известного физиолога, профессора Н.А. Бернштейна: «Возьмите несколько раз подряд с одного и того же места какой-нибудь небольшой предмет, например коробку спичек. Сделайте это быстрыми и точными движениями и постарайтесь наблюдать за ними. Если вы опасаетесь, что наблюдение за собой сможет исказить ваши движения, сделайте те же наблюдения над другим лицом, не сообщая ему о цели опыта. Вы непременно убедитесь, что концы, всех повторяемых вами движений – моменты прикосновения к коробочке – очень точно сходятся в одно место, как лучи света собираются в фокус. Самые же пути движения руки от исходного согнутого положения к цели окажутся все непреднамеренно разными, расходящимися друг от друга больше чем на десяток сантиметров.

Непосредственная причина этого факта легко угадывается. Ответственная, смысловая часть проделанных движений – это их конец, взятие коробочки. За этой частью и следят со всей пристальностью коррекции уровня С (уровень пространственного поля – прим. автора), ведущего эти движения. Промежуточные, средние части движения не имеют значения для результата – ведущий уровень и остается к ним совершенно равнодушным.» (*9)

Вышеописанное упражнение по определению вектора удара с завязанными глазами сродни тому ощущению, когда мы оборачиваемся, чувствуя на спине чей-то взгляд. Взгляд, однако, неприятностей причинить не может, а вот нож вполне способен. Итак, мозг уже получил ощущения от того, когда замедленный удар достигал своей цели: ощущался неприятный укол, возможно, появилась легкая царапина. Теперь наш мозг считает совершение данного действия нежелательным для организма. При закрытых глазах зрительный анализатор отключен, а вот оставшиеся чувства – их осталось восемь – обостряются. У нас осталось чувство равновесия и положения в пространстве, остался слух, вкус и обоняние, а также осязание, ноцицепция и термоцепция. Комбинированием этих чувств и объясняется удачное срабатывание при упражнении. Во время «создания канала» атакующим и началом движения мы, пользуясь обострившимися ощущениями, чувствуем сначала сконцентрированное на нас в некой области внимание, изменения в позе оппонента и некое движение, а наше тело начинает реагировать на удар в той области, куда нацелился противник. Встроиться в движение атакующего необходимо на той же скорости, с какой он делает удар. Положительным результатом упражнения будет взаимное расположение оппонентов, когда атакующий погасил энергию удара, а атакуемый встал относительно него таким образом, чтобы исключить опасность для себя. Отметим также, что атакующий субъект производит удар в замедленном темпе и во время удара он не может менять первоначальный вектор движения, куда удар был запущен. Причина: представьте себе боксера, делающего хук, и на половине движения переходящего в апперкот – это противоречит самой природе удара.

Субъективные факторы, снижающие точность результатов: во-первых, если постоянно наносить удары в одну точку, оппонент к ним привыкает и задача упражнения не выполняется. Во-вторых, атакующий часто делает движения в одном и том же ритме, что дает оппоненту возможность угадывать время срабатывания. Поэтому при выполнении упражнения есть нюансы: необходимо строить удары случайным образом (включая специально удары дважды в одну точку). Кроме этого, паузы между ударами должны быть неравномерны,  а сами удары должны наноситься с разной степенью интенсивности. Субъективные факторы атакуемого: необходимо находиться в расслабленном состоянии, колени чуть согнуты, руки в естественной позе. Внимание не сосредоточено на себе, а как бы рассеяно вокруг. При начале действий атакующего внимание само зацепится за ту область, где оппонент проявляет активность (атакующий может наносить удары и сзади, и сбоку, и лёжа).

*Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. – М.: Изд-во «Физкультура и спорт». – 1991.


Powered by moviekillers.com